День святого Патрика

 
 

День святого Патрика




Когда Римская империя распалась, и темные века наступили для большей части Европы, Ирландия, страна со вторым по древности после греческого литературным языком, стала аванпостом европейской культуры.
Христианство достигло Ирландии примерно в 3-5 веках н.э.
Кстати, хотя появление христианства в Ирландии традиционно связывают с именем Святого Патрика, безусловно, были миссионеры и до него. Некоторые ученые дискутируют о том, существовал ли Святой Патрик вообще. Есть предположение, что истории о нем на самом деле - либо обобщенные истории о первых миссионерах, либо просто более поздние выдумки. Однако большинство склоняется к тому, что Святой Патрик - все-таки реальное лицо, жившее в Ирландии в 5 веке н.э.
В возрасте 16 лет Святой Патрик был похищен из Англии пиратами- ирландцами. Следующие шесть лет он был рабом на ирландском корабле. Именно в это время Патрик и обратился к религии. После побега из рабства он вернулся в Англию. Но ненадолго: его стали посещать видения, призывавшие его вернуться в Ирландию.
Патрик решил следовать божественному провидению, но сначала он совершил путешествие по Европе, чтобы попрактиковаться в новом для себя качестве проповедника. Потом же, примерно с 1432 года, Святой Патрик поселился в Ирландии, где и провел остаток своей жизни, обращая в христианство коренное население страны. Он жил в Арма в графстве Даун. Возможно, это место было избрано им из-за символической значимости для язычников находившейся рядом Эмайн Махи.
Основной источник сведений о Патрике - его собственные сочинения. "Исповедь Святого Патрика" - это копия одного такого же "произведения" 9 века "Книга Арма" (она находится в Тринити колледже в Дублине).
Загадка установления христианства в Ирландии прежде всего в том, что оно было принято практически бескровно. Народ вместе с правителями переходил в новую веру массовым порядком, а правители оказывали святому Патрику всяческое содействие. К тому же каста друидов исчезла из политической и общественной жизни столь стремительно, что от времени их владычества не осталось даже сколь-нибудь стройной системы взглядов на устройство мира. Объяснить это можно двумя причинами. Во-первых, исключительным даром убеждения, логического рассуждения и яркостью личности самого святого Патрика. Во-вторых, (а вернее во-первых) тем, что бескровная смена идеологии была в это время как никогда выгодна королям и воинской аристократии, которые стремились выйти из-под власти друидов, налагавших на королей и воинов на основе своего священного права сакральные обязательства-гейсы, которые ограничивали правителей в решениях.
При этом всё, что не касалось религии как таковой (законы, традиции и обычаи, в том числе, отражавшиеся в культуре) претерпело минимальные изменения. Это устраивало всех. Поэтому вполне вероятно, что масса друидов "среднего и младшего звена" перешла в христианство. В большинстве своём это были люди грамотные и знакомые со всеми обычаями и традициями. Новоиспечённые монахи сохранили памятники ирландской языческой культуры (прежде всего саги) и, хотя привносили в них христианские мотивы, сами в быту вели себя как им было привычно. Отсюда своеобразный характер кельтской церкви, отличавшейся крайним миролюбием и местами сочетавшей постулаты христианства с морально- нравственными установками язычества. Особенно в области установлений внутри самой церкви, включая обычаи монахов жить в монастырях с семьями, варить и продавать пиво, а настоятелей передавать монастыри по наследству.
Уже позже потребовались столетия реформ, чтобы сделать из неё "нормальное" католичество. Характер христианства в Ирландии во многом определил чрезвычайно высокий уровень грамотности среди населения. Таким образом, в 7-8 веках, как раз в то время, когда Европа погрузилась в темные века, Ирландия стала страной святых и ученых.
Здесь переживали свой расцвет монастыри; монахи создавали многочисленные украшенные рисунками манускрипты на латыни. В их числе - известная во всем мире, в том числе благодаря общепризнанным образцам декоративного кельтского орнамента, "Книга Келлс" (также находится в Тринити-колледже). Самые известные монастыри того времени - Клонмакнойс в графстве Оффали и Глендалох в графстве Уиклоу. Некоторые известные ирландские святые (например, тот же Кольм Килле) основали монастыри и за границей.
В шестнадцатом веке Генрих VIII вознамерился восстановить былое английское владычество над непокорным соседом. Его беспокоило, что Франция или Испания имеют возможность использовать Ирландию как плацдарм для вторжения или давления на Англию. Основными соперниками английской короны в Ирландии были англо-норманны Фицджеральды, графы Килдара. Отношения с официальными представителями британского правительства в Ирландии у них были, прямо скажем, неважные. Кратко их можно охарактеризовать так - открытая конфронтация. Генрих жаждал избавиться от этих нарушителей спокойствия.
В 1534 Гаррет Ог, тогдашний граф Килдара, встречался с королем в Лондоне. А в это время до его 27-летнего сына, Силкена Томаса дошли слухи, что графу не суждено вернуться домой - король намерен казнить его. Шелковый Томас собрал войско своего отца и атаковал находившиеся в Дублине английские гарнизоны. Но слухи оказались ложными, Гаррет Ог в Лондоне был жив и здоров, а армия, посланная Генрихом VIII в Ирландию, быстро подавила мятеж Силкена Томаса. Высказывается мнение, что не одни лишь слухи толкнули Фицджеральдов на восстание: возможно, они пытались доказать, что их сила в Ирландии - это сила, с которой все еще надо считаться.
Томас и его сторонники сложили оружие, что не спасло их от наказания. Казнь восставших впоследствии получила название "Pardon of Maynooth". В последующие века подобные экзекуции стали регулярными. Владения Фицджеральдов были поделены между английскими поселенцами, а над Ирландией был поставлен английский вице-король.
В это время Генриха VIII занимали другие заботы - католическая церковь не давала ему развода с женой - Катариной Арагонской. В 1532 он порвал все связи с Ватиканом, положив начало англиканской церкви - английской версии протестантизма. После падения графов Килдарских Генрих получил возможность беспрепятственно развернуть наступление на владения католической церкви в Ирландии, тем более что ирландские католики поддерживали мятежников. Буквально за несколько лет могущество богатых монастырей Ирландии было навсегда подорвано - не без выгоды для короны. А в 1541 году Генрих добился того, что ирландский парламент официально признал его королем Ирландии.






2005 г. Бейлиборо. Ирландия


Создан 05 сен 2010



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником
 
счетчики посещений сайта
купить Apple iPad free counters